Новости

Сергей Грачёв: «Наша постановка – это дань уважения всем защитникам Родины»

15.04.2024
Фото Управления образования района и Сергея Грачева

Отважный и смелый Василий Теркин успешно справляется с трудностями военного времени, пробираясь по болотам и лесам, не пасуя перед взрывами и врагами… Передать атмосферу из поэмы Александра Твардовского смогли ребята из школьного театра «Рампа» из с. Солнечного. А помог им в этом и создал особое виденье известного произведения руководитель театра Сергей Грачев.

На днях премьера авторской литературно-музыкальной постановки «На войне, как на войне» состоялась в Солнечном СДК. Зрители восприняли спектакль на ура – очень эмоционально, с восхищением, букетами цветов, поднимались с мест и щедро дарили аплодисменты.
О том, как происходила подготовка к премьерному представлению, что этому предшествовало и какие трудности удалось преодолеть в процессе постановки, рассказал Сергей Геннадьевич.
– Вы создали спектакль, который так впечатлил зрителей. Был ли у вас до этого какой-то театральный опыт или всё пришло по наитию?
– Идея о постановке «Теркина» возникла у меня еще в 2014 году. Хотя нет... Начну не с этого... В период с 1995 по 1997 годы я, будучи студентом Хакасского государственного университета, волею судеб оказался в студенческом театре «Рампа» факультета дополнительных педагогических профессий. Театром руководил очень хороший человек и очень хороший режиссер Василий Викторович Соколов. Мне посчастливилось принять участие в двух спектаклях: «Анна Снегина» С.А. Есенина и «Царь Федор Иоаннович» А.Н. Толстого.
– То есть вы тогда и получили режиссерский опыт у профессионала своего дела?..
– Да, именно Василий Викторович научил нас читать книги, учить стихи, проникать в суть некоторых вещей и любить жизнь во всех ее проявлениях. Кстати, Василий Викторович много лет руководил театром в ДК им. Ю.А. Гагарина. А теперь как раз перенесемся в 2014 год. Я тогда был в очередной командировке на Северном Кавказе. И вот однажды вечером по каналу «Культура» увидел исполнение отрывка из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» – «Поединок». Читал его Игорь Кваша. И я понял, что это не тот Теркин, которого мы изучаем в школе.
– Это было какое-то особое виденье, возможно более глубокое?
– К тому моменту что я помнил о Теркине? «Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль…» А тут... В общем, при первой возможности залпом прочитал поэму. И на сегодняшний день я убежден, что поэма Твардовского – величайшее литературное произведение, где отражены все стороны войны – отступление, тяжелые бои, ранения, госпиталь, наступление, Победа. В ней раскрываются и главные жизненные ценности – любовь к Родине, детям, родителям. Поэтому кто искренне интересуется событиями тех лет – стоит прочитать «Теркина».
– Видно, что вас очень пора-зило произведение и то его особенное прочтение. К чему это побудило вас в дальнейшем?
– Однажды я подумал, что было бы неплохо вовлечь в прочтение «Теркина» как можно больше людей. Так возникла идея организовать патриотическую акцию «Абакан читает Теркина». В 2015 году на городском празднике в честь 70-летия Победы была организована площадка, где выступили коллективы образовательных организаций города. Получилось здорово! Но мероприятие прошло, а Теркин остался в моей голове.
– И как он впоследствии дал о себе знать?
– В 2019 году я вышел в отставку и пришел работать в школу с самым красивым названием у нас в республике – «Солнечную». Почти сразу, помимо развития юнармейского движения, мы с ребятами занялись творчеством. Это и студия артистического фехтования, вокальный коллектив «Камертон», школьный музей... Постепенно нарабатывали опыт, обрастали, так сказать, титулами, партнерами. Стали выигрывать гранты. В 2023 году на федеральном уровне было принято решение о создании в каждой школе театра. Это и стало началом отсчета нашей театральной деятельности. С благословения Татьяны Петровны, супруги Василия Викторовича Соколова, наш театр стал носить имя «Рампа». И когда встал вопрос о репертуаре, сомнений не было – «Теркин».
– Расскажите, пожалуйста, о подготовке к спектаклю.
– Работу над постановкой мы начали в сентябре, который посвятили чтению поэмы. Разбирали эпизоды, примеряли роли. К концу октября уже появилось понимание, как и что нужно сделать – и работа закипела. У школьного театра были свои сложности – это небольшие технические возможности, необходимость запоминать большие фрагменты стихотворного текста. Но мы старались, и у нас получилось.
– Оказывал ли вам кто-нибудь поддержку?
– Да, к реализации проекта были подключены различные организации Усть-Абаканского района и даже республики. Это СДК с. Солнечного, ДК с. Красноозерного, ЦДО Усть-Абаканского района, швейное объединение «Соревнование», магазин форменной одежды «Каптёрка», ЧОП «Набат».
– Хорошо, когда столько желающих помочь. А вы до этого упомянули о больших текстах. Как детям удалось справиться, ведь учебный процесс в это время никто не отменял?
– Очень большие фрагменты поэмы мы делили на нескольких чтецов. В итоге, постановка объединила 20 учащихся нашей школы с 7 по 11 классы.
– Вам удалось поставить того самого «Теркина»?..
– А о чем «наш» Теркин? Понятно, что полноценный спектакль школьному театру поставить сложно. Поэтому мы и назвали свою работу музыкально-литературной постановкой «На войне, как на войне...» по мотивам известной поэмы. А раз на войне, как на войне – то зритель не увидит привязки к каким-то определенным военным событиям. Ведь поднятые Твардовским ценности актуальны в любой период нашей истории, будь то Отечественная война 1812 года, либо Специальная военная операция 2024-го... Так, один эпизод нашей постановки посвящен подвигу мобилизованного военнослужащего из г. Екатеринбурга с позывным «Кама», произошедшему весной прошлого года. Наша постановка – это дань уважения всем, кто в разные исторические эпохи защищал и защищает нашу Родину.
– Несомненно, результаты ваших стараний – это очень ответственное и стоящее дело не только для образовательной сферы нашего района, но и в целом для всех жителей. И ребята молодцы, что смогли осознать это. Вы хотите что-то пожелать им?
– Мы вновь переживаем сложное время. Я рад, что ребята и девчата, участники проекта, поняли главное. А главное, это то, что Победа – общее дело. И если мы здесь сможем противостоять негативу, который пытаются обрушить на нашу Родину, то бойцам на передовой будет гораздо проще, они будут чувствовать нашу поддержку.
– Спасибо вам, Сергей Геннадьевич, за такой искренний рассказ, неравнодушие к своему делу, к жизни нашей страны и за способность увлечь ребят, помочь им осознать такие важные жизненные ценности.

Также мы узнали мнение нескольких участников постановки. Учащиеся поделились своими эмоциями.
Полина Неверова из 8 класса: «Для меня участие в проекте – это, прежде всего, новый опыт. Самым сложным оказалось быть «на одной волне» с партнером по сцене. Нам предстоял достаточно большой диалог. Судя по реакции зала, мы справились. Участием в постановке я хотела показать своё негативное отношение к войне».
Виолетта Белкина из 10 класса: «Мне досталась роль не на сцене. Я отвечала за музейную экспозицию, расположенную перед входом в зал. Зрителям мы демонстрировали различные экспонаты, и это, кстати, настоящие экспонаты, непосредственно связанные с Великой Отечественной войной. Я очень благодарна за то, что мне дали возможность принять участие в этом проекте. Это помогло мне прикоснуться к военной истории нашей страны, а также более глубоко понять поэму «Василий Теркин».
Мурат Махмудов из 11 класса: «Много говорить не люблю. В марте мне исполнилось 18 лет. Это возраст, когда мужчина делает свой выбор. Я свой сделал – после окончания школы собираюсь поступать в Новосибирский институт Росгвардии. Хочу стать военным. Понимаю, что события Специальной военной операции не могут не касаться каждого думающего гражданина нашей Родины. В глобальном смысле наша постановка – это наша линия фронта, вклад в Победу. Вместе со всеми участниками проекта единодушно выражаем благодарность руководителю театра Сергею Геннадьевичу Грачёву, а также своим родителям. Теперь постановка запланирована к показу в ДК им. Ю.А. Гагарина 3 мая. Приходите!

20 ребят Солнечной школы вместе с их руководителем Сергеем Грачевым сделали нечто стоящее, особенное, способное помочь зрителям переосмыслить свои взгляды, напомнить о ценности жизни, поддержать тех, кто сейчас на СВО, и тех, кто ждет своих героев домой.
Слова признательности в адрес «Рампы» прозвучали от руководителя районного Управления образования Ларисы Кувалдиной, которая была очень впечатлена игрой ребят и режиссерским виденьем, также от главы Солнечного сельсовета Николая Сергеева, родителей, представителей патриотических организаций республики.
Надеемся, что театральное движение и в дальнейшем получит поддержку и развитие как в Солнечной школе, так и в других образовательных организациях района. Тем более, что для этого заложено прекрасное основание. По информации Управления образования, в наших школах работают целых 19 театральных студий, в которых ребята уже становились победителями различных фестивалей и конкурсов.
Наши аплодисменты артистам и их руководителю Сергею Геннадьевичу Грачёву! А театральному искусству в нашем районе желаем развития и способности помочь зрителям в глубочайшем осмыслении таких важных и животрепещущих тем современности.
Ольга Кайнова

Фото Управления образования района и Сергея Грачева Фото Управления образования района и Сергея Грачева

Фото Управления образования района и Сергея Грачева Фото Управления образования района и Сергея Грачева