Новости

Сергей Сокол: «У Хакасии есть потенциал для развития»

12.04.2023
Фото Пресс-службы ХРО «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

(Продолжение. Начало в №13)

Публикуем вторую часть интервью с депутатом Государственной Думы от Республики Хакасия Сергеем Соколом о возможностях и перспективах развития нашего региона.


– Сергей Михайлович, какие возможности или рычаги есть у депутата Государственной Думы для решения проблем территорий? Ведь если реально оценивать ситуацию, то получается, что их не так много – в результате последнее слово остается за исполнительной властью.

– Отчасти вы правы. Реализация проектов, программ, их финансовое обеспечение – все это полномочия исполнительных органов власти. В конечном итоге результат зависит от того, как будет отработан вопрос на уровне «федеральное правительство – руководство региона».

Если говорить о задачах депутатов, представляющих субъекты в Государственной Думе, и их возможностях, то наряду с принятием законов, важнейшая составляющая нашей работы – это продвижение интересов региона на федеральном уровне. Здесь я отмечу необходимость сплоченности и вовлеченности связки «депутат – регион». Качественно и грамотно подготовленный пакет документов для участия в федеральном проекте или программе дает возможность мне как депутату, нашим сенаторам договариваться, чтобы добиться включения республики в программы. Поверьте, конкуренция между субъектами достаточно жесткая. Но если все сделано правильно, то результаты будут.

Такие возможности, я имею в виду привлечение средств в Хакасию, есть. Для этого необходимо не так много: грамотно оформленная заявка или проект, желание его реализовать и единая работа всех уровней власти.

Но просто добиться выделения строки в бюджете для региона недостаточно – это только половина дела. Необходимо, чтобы эти деньги дошли до республики, чтобы бюджетный процесс был четко отлажен. К сожалению, региональные власти не всегда хорошо справляются с этой работой. Приходится осуществлять координацию на всех уровнях – где-то помогаю, подсказываю, как ускорить процесс, поскольку сам имею большой опыт работы в структурах исполнительной власти.

Кроме того, депутат представляет интересы жителей и всегда находится с ними на связи, поэтому лучше чиновника в региональном правительстве понимает нужды и запросы людей, знает, какие проблемы нужно решать в первую очередь, непосредственно «на земле». Затем нужно проконтролировать, чтобы бюджетные средства были использованы максимально эффективно и по назначению. Это важная часть моей депутатской работы.

– Хакасия в прошлом году столкнулась с проблемами по вывозу угля на экспорт в восточном направлении. Корни проблемы известны – существуют квоты по линии РЖД. Соответственно, угольные компании республики снизили добычу, и, как следствие, снизились и налоговые поступления в бюджет РХ. Что необходимо сделать, чтобы защитить интересы региона на федеральном уровне и увеличить квоты на вывоз?

– У железной дороги в восточном направлении есть провозная способность в единицу времени. Летом возникла проблема вывоза угля из Хакасии, потому что РЖД в первоочередном порядке везли уголь из других регионов. От чего это зависит? В первую очередь, от умения руководства региона договариваться в федеральном центре, решать вопросы не только с руководством подразделения РЖД, но и на уровне Министерства транспорта и Министерства энергетики. Взять пример Кузбасса. Представители региональных министерств ездят в Москву и выбивают себе квоты, договариваются с РЖД о вывозе. В Хакасии я такой активности не вижу. Нужна инициатива местной исполнительной власти, а мы вместе с нашими сенаторами всячески ее поддержим на федеральном уровне. А дополнительный вывоз угля – это прямые поступления в бюджет, дополнительные инвестиции в развитие республики, в социальную сферу.

При этом проблемы приостановки или сокращения добычи возникли не у всех предприятий. Дело в том, что федеральные квоты на вывоз между предприятиями распределяет уже руководство субъекта. Это сделано для того, чтобы была возможность решать этот вопрос с учетом вклада того или иного предприятия в социально-экономическое развитие региона, учитывать благотворительную деятельность, социальные проекты и налоговую дисциплину. Насколько объективно сейчас внутри региона с опорой на вклад в экономику и социальную сферу разрезов были распределены квоты, могут сказать только сами представители угольных компаний.

В целом для работы над повышением выделяемых квот нужна командная работа всех уровней власти в республике, которые так или иначе взаимодействуют с федеральными органами власти и крупными корпорациями.

– Много говорится о развитии туризма, есть планы по развитию «Гладенькой», других направлений, связанных с зимним отдыхом. Может ли Хакасия реально конкурировать с тем же Шерегешем?

– Я бы предпочел говорить не о конкуренции с какими-то раскрученными территориями, а о том, чтобы наши туристические возможности говорили сами за себя, без оглядки на кого-то. У республики огромный туристический потенциал, есть куда приложить усилия. Но, опять же, надо понимать, что без серьезных инвестиций со стороны «частников» и крупных корпораций, давайте будем откровенны, какого-то резкого рывка мы не увидим. РУСАЛ, например, сейчас вкладывается в развитие «Гладенькой». На курорт «Озеро Шира» зашла новая команда с достойными планами. Это пара замечательных примеров, но их должно быть больше. Инвесторов надо буквально тащить за руку. Или возьмем летний отдых. Там своя проблема. У нас масса замечательных озер, но практически везде инфраструктура оставляет желать лучшего. Берега утыканы домиками, где удобства, простите, на улице, да и сами сооружения оставляют желать лучшего. Что с этим добром делать потом будем? Надо уже сейчас всерьез задумываться над стандартами качества при возведении объектов, решать вопрос комплексно, заниматься проектировкой и подготовкой сетевых коммуникаций. Много, очень много работы здесь предстоит. И это направление касается не только туристически привлекательных территорий. Туризм в Хакасии может стать серьезным источником бюджетных доходов.

– Существует мнение, что депутат – это тот, кто должен, условно говоря, «заборы красить». «Мы его выбрали, а он нам должен делать…».

– Не вижу ничего плохого в том, чтобы и «заборы покрасить», и дерево посадить, и вообще почаще общаться с людьми и вникать в бытовые проблемы. Потому что только так можно увидеть и системные недоработки, и возможности их исправить. Повторюсь – необходима общая работа для достижения целей, сплоченные усилия, инициатива. Как говорится, один в поле не воин.

На площадке Партии мы совместно собрали более 20 тонн гуманитарного груза для жителей освобожденных территорий и участников СВО, на регулярной основе выполняются просьбы и рассматриваются обращения семей мобилизованных – от поиска родственников до поздравлений семей военнослужащих с праздниками. Помогали в получении информации по выплатам мобилизованным и добровольцам. Сталкивались и с критическими ситуациями, так, например, в начале года сгорел дом у семьи мобилизованного бойца в Черногорске. К помощи семье подключились все, мой помощник оперативно связался с пострадавшими и помог приобрести брус для восстановления перекрытий крыши.

– Вас можно назвать человеком, работающим в режиме нон-стоп. А какие еще необходимые качества для депутата и представителя власти вы бы выделили?

– Мне такой режим привычен, так меня воспитали. Конечно, время на отдых тоже нахожу, но 24 на 7, что касается работы, – это, в целом, про меня.

А главными качествами для представителей всех уровней власти я считаю честность и искренность в отношениях с людьми. Всем нам пора понять, что времена изменились кардинально. Люди хотят, чтобы власть говорила с ними открыто, честно отвечала на острые вопросы. Мы все сейчас едины, и стоящие перед нами проблемы должны решать всем миром. Только так – вместе – мы сможем добиться большего.

– Есть ли у Республики Хакасия резервы для развития? В чем заключаются те самые точки роста, которые помогут двинуть наш регион вперед?

– У Хакасии есть потенциал – есть все для того, чтобы развиваться даже в нынешних далеко не простых условиях. К сожалению, последние годы можно назвать временем упущенных возможностей. Даже по сравнению с некоторыми соседними регионами, которые не имеют такой сырьедобывающей отрасли, какая есть у нас, Хакасия по уровню жизни, по инфраструктурным проектам стала отстающей. Темпы роста по некоторым направлениям не просто снизились, а стали отрицательными. И главная потеря – это люди, которые стремятся работать в соседних регионах или вовсе уезжают из республики из-за неясных перспектив, неуверенности в завтрашнем дне, нездорового социального климата и невнятного управления. Люди – это и есть наша главная ценность и потенциал для развития. Народ в Хакасии замечательный, и он достоин лучшей жизни и уважения. Просто надо собраться вместе, услышать друг друга и сделать рывок вперед. Я уверен, вместе у нас все получится.


Евгений Трошин